Тесты сабвуферов
Все без исключения сабвуферы данного теста способны вполне уверенно работать в системах домашнего кинотеатра. <Грубые> эффекты, обильно привлекаемые современной, в первую очередь американской звукорежиссурой - падения, взрывы, извержения, разнообразные техногенные шумы - удаются громкоговорителям блестяще. Конечно, есть различия в передаче моделями масштаба, энергетики НЧ-содержания. На формирование звукового характера оказывает влияние мощность бортового усилителя (по паспорту): номинальные значения обеспечивают высокую прочность - с солидным запасом - басового основания, пиковые (как правило, значительно выше номинальных) - <хлесткость> воспроизведения <чрезвычайных> звуковых деталей (почти целиком саундтреков кинофильмов). В основном сабвуферы только немного обозначают нижний бас (20-40 Гц). Аппараты, по-свойски оперирующие крайним низом регистра и, напротив, ограничивающиеся лишь областью среднего и высокого баса - в тесте в меньшинстве. Значение глубокого баса для кино и музыкальных программ невысоко: подавляющее большинство НЧ-проходов в фильмах сконцентрировано в средней части регистра; музыкальные инструменты, дающие самые низкие тоны - редкость. В акустическом семействе это рояль (27,5 Гц), орган (добирается аж до 16 Гц); в электронном таких больше (устройства, синтезирующие звук). С другой стороны, потребитель, бесспорно, не откажется иметь в резерве <бонус>: нижние 20 герц - проникновения в эту частотную область неизменно оказывают весьма сильное эмоциональное воздействие. Музыкальное приложение сабвуфера - варианты трифоника, мультиканального аудио (SACD Multichannel, DVD-Audio) - вопрос более сложный и индивидуальный. Аудиовариант предъявляет весьма высокие требования к качеству НЧ-содержания. Объективные критерии хорошего звука - гладкость АЧХ (значительная нестабильность графика - чаще всего это максимум на отрезке 70-100 Гц - прямая причина окраски звука) и динамический диапазон (низкий КНИ и его слабая зависимость уровня нелинейности от громкости). Сабвуферы способны тактично оказать значительную низкочастотную поддержку сателлитному фронту. Необходимость таковой может быть очевидной как для полочных, так и для напольных колонок. В первом случае мы выставляли более широкую частотную полосу. При выборе НЧ-устройства мы обычно рекомендуем обращаться к линейкам производителей сателлитной акустики. Но весьма нередки факты отличного взаимопонимания моделей разных производителей; в этом случае основная ответственность лежит на сабвуфере, ответственном за более проблемный нижний регистр. Нужно, чтобы звук сабвуфера и сателлитов составлял единый, гармоничный образ. Такие музыкальные (читай - универсальные НЧ-громкоговорители) оказались в данной подборке. В большинстве случаев оптимального звукового результата удавалось добиться при помощи органов управления - регуляторов ФНЧ, громкости, фазы. Немалый потенциал улучшения качества звука сокрыт в экспериментах с перемещением НЧ-блока (в комплексе с регулировками). В компании оказались несколько моделей с очень полезными и удобными фирменными функциями настройки баса, адаптации регистра к акустике помещения.
-Звучание-
Сабвуферы теста можно условно разделить на модели, совершенно универсальные по звуковым возможностям и модели, обладающие более узкой специализацией. Основа звукового универсализма некоторых сабов - это значительный энергетический ресурс усилителя, ровная АЧХ и широкий динамический диапазон усилителя (обеспечивают чистое и неокрашенное звучание на любой громкости). Важна также способность аппаратов глубоко басить. В современных, главным образом западных лентах наиболее заметная и эффектная роль сабвуфера - эдакого грубияна: ему поручено озвучивать стрельбу, обвалы, индустриальные, космические и прочие шумы. Все сабвуферы отлично, вполне компетентно и с должным размахом воспроизводят низкочастотное содержание саундтреков кинофильмов. Но нескольким моделям это удается особенно здорово: бойцовый, лишенный <застенчивости>, взрывной, скоростной, напористый бас продемонстрировали аппараты Canton, Energy, Infinity, Paradigm. Модели Audiovector, Boston, DALI, Jamo обнаружили отличные музыкальные данные, способность тонко передавать звук акустических инструментов. Очень понравилось великолепно сбалансированное звучание сабвуферов B&W ASW 2, Infinity Beta SW-12, Paradigm PS 1200 v.4. Последний не только является абсолютным рекордсменом теста по глубине баса (22 Гц), поражает могучим атлетизмом звука, но также преуспел в передаче музыкальных программ. Широкий набор регулировок и режимов делает Velodyne CHT-10R весьма гибким в звуковом отношении аппаратом: модель может адаптироваться к работе в кино, воспроизведению записей различных музыкальных стилей, функционированию ночью и т.д.; звук сабвуфера весьма содержательный и одновременно очень комфортный.
-Конструкция-
Модель Audiovector K-Sub единственная в тесте оснащена цифровым усилителем. Большинство производителей не приводят данных о типе и усилительных деталях. По выходной мощности лидируют Energy S 10.3, Paradigm PS 1200 v.4 и Jamo E7 Sub (примечательны пиковые значения: соответственно 800, 750 и 675 Вт). В ряде устройств работают схемы контроля уровня искажений: Soft Clipping (Audiovector, Canton), Subsonic Filter (DALI), Bass Trac (Boston), Bass Overload Suppression System (B&W). Наиболее глубокий бас демонстрируют Paradigm (22 Гц) и B&W (25 Гц). Boston и Infinity удерживают нижнюю частотную планку вблизи 40 Гц, остальные аппараты - в районе 30 Гц. Сабы Paradigm, Canton и Velodyne играют очень чисто на высокой громкости (с небольшим отрывом от других). Мы измеряли КНИ в диапазоне 40-160 Гц, однако очень важно, что ряд моделей: Paradigme, B&W, DALI, Energy, Infinity, Jamo корректно воспроизводят бас и ниже 40 Гц - об этом свидетельствуют графики зависимости КНИ от частоты. Большинство сабвуферов (7) поддерживает фазоинверторный дизайн; B&W, DALI и Jamo признают более верным оформление <закрытый корпус>. Очень популярным остается решение размещать излучатель на нижней стенке оформления (схема downfire). Оригинальностью выделяется конструкция Paradigm PS 1200 v.4: его 305-мм головка излучает внутрь корпуса, а звук выходит через пару тыловых ФИ-портов. Модели представляют изыскания их создателей в направлении поиска материалов для изготовления мембран динамиков. Целлюлозу избрали Canton (+графит), DALI, Jamo, Velodyne. Сложные композиты - Audiovector, Energy, Infinity (ее технологию CMMD считаем весьма удачной). Большие преимущества дает применение крупных головок: короче ход диффузора, а значит и уровень искажений ниже. Модели Boston, Canton, Infinity, Paradigm вооружены крупными драйверами (более 300 мм). Диапазон смещения у маленьких динамиков больше, налицо и меры для его поддержания: пример - оригинальный широкий подвес Ribbed Elliptical Surround Energy S 10.3.
-Функции и управление-
Пять сабвуферов теста оснащены полным комплектом высокоамплитудных входов и выходов (удобны для быстрой организации трифоника), четыре имеют только входы, Jamo E7 Sub <игнорирует> данный тип коммутации. Все аппараты имеют линейные входы, принимающие сигнал низкочастотных эффектов (LFE), пять - линейные выходы. Весьма полезны приданные некоторым моделям функции адаптации звука к акустике помещений. Достойна высокой оценки разработанная Infinity Room Acoustic Bass Optimization System: три регулятора позволяют точно выставить параметры полосы (процедура описана в инструкции; функцию можно отключать). Известно, что комнаты нередко усиливают бас, и это нередко ведет к неприятной окраске звука. Фирмы отреагировали на это явление. Audiovector K-Sub позволяет ручкой Bass Boost эквализировать бас в пределах 15 дБ. Аналогична функция компенсации граничных искажений (Boundary Gain Compensation) Jamo E7 Sub (компенсирует подъем АЧХ ниже 60 Гц). Назначение переключателя EQ у сабвуфера B&W ASW 2 - согласовать параметры глубины и громкости баса (принцип: глубже бас - тише звук). Очень удобным нужно признать размещение наиболее востребованного регулятора Volume (громкость) спереди (Boston, Energy). У B&W в наиболее доступном месте (сверху и спереди) помещен целый блок органов управления. Единоличный лидер по эргономике - Velodyne CHT-10R. Сабвуфер укомплектован ПДУ (единственный в тесте), имеет комплект предустановок, полезных режимов; почти все необходимые настройки пользователь может производить при помощи пульта. Все модели оснащены регулятором ФНЧ. Есть ручка фазы: у половины аппаратов фаза изменяется плавно (0°-180°), у остальных дискретно (у Velodyne CHT-10R четыре позиции: 0°/90°/180°/270°). При настройке трифоника для работы с музыкальными программами мы обращались главным образом к настройкам ФНЧ (для полочной пары полоса выставлялась шире) и громкости. Важно заметить, что даже очень точные регулировки не решают исчерпывающе проблемы согласования звука сабвуфера и сателлитов. Обязательно нужно попробовать разные варианты установки сабвуфера в комнате. Обычные рекомендации: расположение блока в углу максимально усиливает бас, у стены - усиливает меньше. Только после нахождения оптимального места для устройства имеет смысл обратиться к окончательным регулировкам. Бас должен быть в линию с сателлитами или чуть более выпуклым (варианты - на вкус). Верная установка фазы дает чуть более громкий, плотный и собранный бас. Все модели теста имеют функцию автоматического включения/выключения. Рекомендуем не применять режим AUTO при прослушивании музыкальных записей, в которых есть микродинамические тонкости в басу: сабвуфер иногда может не обнаруживать очень слабого (музыкального ценного) сигнала.
-S&V-эффект-
В большинстве случаев производители выпускают активные НЧ-громкоговорители для работы с собственной сателлитной акустикой, однако тестировать модели в <семейном кругу> для нас по объективным причинам не представляется возможным. Принимая во внимание этот факт, мы традиционно воздерживаемся называть абсолютного победителя в сравнительных тестах сабвуферов. С другой стороны, предоставляемая соревнующимися в достаточном объеме объективная и субъективная информация (звук, конструктивные особенности, функциональность, данные измерений) позволяет нам высказать свои симпатии. Последние на стороне трех совершенно универсальных аппаратов: B&W ASW 2, Infinity Beta SW-12 и Paradigm PS 1200 v.4. Модели продемонстрировали превосходно сбалансированный звук; индивдуальные черты: B&W ASW 2 очень удобен в управлении, Infinity Beta SW-12 имеет весьма полезную функцию адаптации звука к акустике комнаты; Paradigm PS 1200 v.4 покорил фантастической мощью и глубиной баса. Немало приятных минут доставил звук других моделей: вышколенный и очень музыкальный - Audiovector K-Sub, Boston PV 700, DALI SWA 8, плотный, упругий, быстрый - Energy S 10.3 и Jamo E7 Sub, комфортный - самого эргономичного саба теста Velodyne CHT-10R, кинореалистичный Canton AS 40.
Тест сабвуфера Audiovector K-Sub
- Конструкция. K-Sub оснащен 250-мм драйвером. Диффузор динамика произведен из углеродно-минерального композита.
Тест сабвуфера Boston Acoustics PV700
- 305-мм головка сабвуфера размещена на нижней стенке, а ФИ-порт - сзади сверху. Динамик произведен по фирменной технологии DCD, позволившей увеличить ход мембраны и мощность
Тест сабвуфера B&W AS2
- ASW 2 - один из шестнадцати(!) низкочастотных громкоговорителей, представленных в каталоге знаменитой английской компании.
Тест сабвуфера Canton AS 40
- Внешний вид AS 40 из линейки Active Subwoofer германской фирмы Canton исполнен спокойствия и достоинства.
Тест сабвуфера DALI SWA-8
- Размещенный на фасаде 200-мм вуфер в оформлении <закрытый корпус> излучает бумажным конусом. В моторе драйвера - экранированная двойная магнитная система.
Тест сабвуфера Energy S10.3
- Сабвуфер, представляющий канадский бренд Energy, оснащен 250-мм динамиком (размещен на передней стенке оформления).
Тест сабвуфера Infinity BETA SW12
- В каталоге Infinity представлено семь сабвуферов (в серии SW - два). На фасаде SW-12 видим 305-мм красавец-драйвер с конической диафрагмой, выполненной по фирменной технологии CMMD (Ceramic Metall Matrix Diafragme).
Тест сабвуфера Jamo E7SUB
- E7 Sub разработан для работы с АС серии <Е>. 254-мм вуфер с бумажной диафрагмой, очень широким подвесом и двойной магнитной системой работает в оформлении <закрытый корпус>.
Тест сабвуфера Paradigm PS1200 v.4
- PS 1200 v.4 - самый крупный и тяжелый аппарат теста. Ни на одной из его стенок нет привычного <глаза> динамика.
Тест сабвуфера Velodyne CHT-10RS
- В серии СHT представлено 4 активных НЧ-громкоговорителя, CHT-10RS - вторая снизу модель. Сабвуфер излучает 200-мм динамиком, спереди снизу устроен щелевой ФИ-порт.
|